Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:

  • упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
  • более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».


как отрегулировать вариатор на мотособаке

Подробнее о назначении вариатора

Вариатор «Сафари», применяемый на современной мото- и автотехнике (снегоходы, буксировщики, квадроциклы), представляет собой бесступенчатую клиноременную передачу. Конструкция вариаторной передачи, представленная на фото ниже, состоит из двух шкивов.

Вариатор осуществляет автоматическую регулировку передаточного числа по следующим параметрам:

  • сопротивлению движения «собаки»;
  • частоте вращения коленчатого вала движка мотобуксировщика.

как установить вариатор на мотобуксировщик

В зависимости от сочетания на конкретный момент движения указанных выше параметров осуществляется автоматическая регулировка определенного передаточного числа вариатора. К тому же ведущий шкив клиноременной передачи выполняет функции сцепления и при снижении оборотов мотора ниже 1500 об/мин автоматом происходит отключение вала двигателя от промежуточного вала передачи.

 

Технические данные вариатора

Вариаторы Safari, применяемые на мотобуксировщиках, обладают следующими габаритными размерами:

  • диаметр ведущего шкива – 210 мм;
  • длина – 167 мм;
  • масса – 3,9 кг.

Конструкция и работа регулятора

как правильно отрегулировать вариатор сафари на мотобуксировщик

Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.

Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.

Монтаж и демонтаж ведущего шкива

Установка шкива на хвостовике коленвала двигателя мотобуксировщика осуществляется с помощью резьбового соединения. Для этого подвижный конус необходимо сдвинуть, чтобы отверстие под вороток на валу стало доступно и с помощью воротка осуществить монтаж вариатора. Момент затяжки составляет 8-10 кГм.

Существует вариант исполнения, когда вариатор крепится с помощью шпонки. Для этого шкив вариатора со шпоночным пазом одевается на хвостовик вала с ответным пазом вместе со шпонкой. Шкив притягивается с помощью болта.

Для установки клинового ремня и защитного кожуха передачи следует обратиться к инструкции по эксплуатации мотобуксировщика.

Снятие шкива с коленвала двигателя с метрической резьбой производится в следующей последовательности:

  • снятие защитного кожуха вариатора;
  • снятие клинового ремня;
  • подвижный конус сдвигается в сторону так, чтобы стало доступно монтажное отверстие на валу;
  • конус стопорится с помощью распорки от обратного перемещения;
  • коленвал стопорится от проворачивания;
  • с помощью воротка вал отворачивается.

Для вариатора со шпоночным пазом процедура демонтажа выглядит следующим образом:

  • снятие защитного кожуха вариатора;
  • снятие клинового ремня;
  • шкив вариатора стопорится от проворачивания;
  • отворачивается фиксирующий болт;
  • снятие шкива с вала.

Неисправности вариатора

Основные неисправности вариаторной передачи мотобуксировщика и методы их устранения представлены в таблице ниже.

 

Симптомы Вероятная причина неисправности Методы устранения
Мотобуксировщик перемещается неравномерно, слышны посторонние механические звуки при работе 1. Износ ремня вариаторной передачи

2. Износ пластиковых вставок вариаторной передачи

1. Замена ремня

2. Замена вставки

Раздается металлический гул Повреждены подшипники Замена подшипников
Двигатель развивает обороты, но буксировщик не двигается 1. Ремень вариатора порван

2. Каток гусеницы перевернулся от сильного удара

1. Замена ремня

2. Возвращение катка в начальное положение

При перегреве вариатор клинит 1. Износ бронзо-графитной втулки

2. Проскальзывание ремня

1. Замена втулки

2. Замена ремня, чистка дисков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *