Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:
- упрощенный и дешевый способ – установка на мотособаку понижающего редуктора и автоматического центробежного сцепления;
- более дорогой и оптимальный с точки зрения конструкции способ – применение клиноременного вариатора. Вариатор позволяет плавно менять крутящий момент, что способствует увеличению силы тяги при преодолении сложных участков трассы. От вариатора момент передается с помощью цепной передачи на приводную звездочку гусеницы. Особую популярность среди современных конструкций мотобуксировщиков снискали вариаторы «Сафари».
Подробнее о назначении вариатора
Вариатор «Сафари», применяемый на современной мото- и автотехнике (снегоходы, буксировщики, квадроциклы), представляет собой бесступенчатую клиноременную передачу. Конструкция вариаторной передачи, представленная на фото ниже, состоит из двух шкивов.
Вариатор осуществляет автоматическую регулировку передаточного числа по следующим параметрам:
- сопротивлению движения «собаки»;
- частоте вращения коленчатого вала движка мотобуксировщика.
В зависимости от сочетания на конкретный момент движения указанных выше параметров осуществляется автоматическая регулировка определенного передаточного числа вариатора. К тому же ведущий шкив клиноременной передачи выполняет функции сцепления и при снижении оборотов мотора ниже 1500 об/мин автоматом происходит отключение вала двигателя от промежуточного вала передачи.
Технические данные вариатора
Вариаторы Safari, применяемые на мотобуксировщиках, обладают следующими габаритными размерами:
- диаметр ведущего шкива – 210 мм;
- длина – 167 мм;
- масса – 3,9 кг.
Конструкция и работа регулятора
Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.
Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.
Монтаж и демонтаж ведущего шкива
Установка шкива на хвостовике коленвала двигателя мотобуксировщика осуществляется с помощью резьбового соединения. Для этого подвижный конус необходимо сдвинуть, чтобы отверстие под вороток на валу стало доступно и с помощью воротка осуществить монтаж вариатора. Момент затяжки составляет 8-10 кГм.
Существует вариант исполнения, когда вариатор крепится с помощью шпонки. Для этого шкив вариатора со шпоночным пазом одевается на хвостовик вала с ответным пазом вместе со шпонкой. Шкив притягивается с помощью болта.
Для установки клинового ремня и защитного кожуха передачи следует обратиться к инструкции по эксплуатации мотобуксировщика.
Снятие шкива с коленвала двигателя с метрической резьбой производится в следующей последовательности:
- снятие защитного кожуха вариатора;
- снятие клинового ремня;
- подвижный конус сдвигается в сторону так, чтобы стало доступно монтажное отверстие на валу;
- конус стопорится с помощью распорки от обратного перемещения;
- коленвал стопорится от проворачивания;
- с помощью воротка вал отворачивается.
Для вариатора со шпоночным пазом процедура демонтажа выглядит следующим образом:
- снятие защитного кожуха вариатора;
- снятие клинового ремня;
- шкив вариатора стопорится от проворачивания;
- отворачивается фиксирующий болт;
- снятие шкива с вала.
Неисправности вариатора
Основные неисправности вариаторной передачи мотобуксировщика и методы их устранения представлены в таблице ниже.
Симптомы | Вероятная причина неисправности | Методы устранения |
---|---|---|
Мотобуксировщик перемещается неравномерно, слышны посторонние механические звуки при работе | 1. Износ ремня вариаторной передачи
2. Износ пластиковых вставок вариаторной передачи |
1. Замена ремня
2. Замена вставки |
Раздается металлический гул | Повреждены подшипники | Замена подшипников |
Двигатель развивает обороты, но буксировщик не двигается | 1. Ремень вариатора порван
2. Каток гусеницы перевернулся от сильного удара |
1. Замена ремня
2. Возвращение катка в начальное положение |
При перегреве вариатор клинит | 1. Износ бронзо-графитной втулки
2. Проскальзывание ремня |
1. Замена втулки
2. Замена ремня, чистка дисков |