Совокупность различных процессов, происходящих в цилиндре двигателя мотобуксировщика в определенной последовательности, называется рабочим циклом. Во время работы двигателя рабочий цикл периодически повторяется.
Рабочий цикл карбюраторного поршневого двигателя внутреннего сгорания может быть выполнен по схеме, представленной на рисунке ниже.
Рабочий цикл осуществляется следующим образом. Топливо и воздух в определенных соотношениях, необходимых для полного сгорания топлива, хорошо перемешиваются вне цилиндра двигателя и образуют горючую смесь. Полученная смесь поступает в цилиндр (впуск), после чего подвергается сжатию. При сжатии смеси в цилиндре создаются условия, необходимые для сгорания топлива. Во время впуска и сжатия смеси в цилиндре происходят дополнительное перемешивание топлива с воздухом и их нагрев.
Состав смеси характеризуется коэффициентом избытка воздуха, представляющим собой отношение действительного количества воздуха к теоретически необходимому для полного сгорания топлива и определяемому из стехиометрических соотношений по элементарному составу топлива. При увеличении этого коэффициента смесь обедняется, так как уменьшается относительное количество топлива в ней. И, наоборот, при уменьшении коэффициента – смесь обогащается.
Подготовленная горючая смесь воспламеняется в цилиндре от электрической искры. Вследствие быстрого сгорания смеси в цилиндре резко повышаются температура и давление, под воздействием которого происходит перемещение поршня в цилиндре. В процессе расширения нагретые до высокой температуры газы совершают полезную работу. Давление, а вместе с ним и температура газов в цилиндре при этом понижаются. После процесса расширения следует очистка цилиндра от продуктов сгорания (выпуск), и рабочий цикл повторяется.
В рассмотренной схеме подготовка смеси воздуха с топливом, т. е. процесс смесеобразования, происходит, в основном, вне цилиндра, поэтому двигатели, работающие по этой схеме, называют также двигателями с внешним смесеобразованием. К таким двигателям относятся карбюраторные двигатели, работающие на бензине.
Сжатие смеси в цилиндре у двигателей с внешним смесеобразованием должно быть таким, чтобы давление и температура в конце сжатия не достигали значений, при которых могли бы произойти преждевременная вспышка или слишком быстрое (детонационное) сгорание. В зависимости от применяемого топлива, состава смеси, условий теплопередачи в стенки и т. д. давление конца сжатия у двигателей с внешним смесеобразованием составляет 1…2 МПа.
Если рабочий цикл двигателя происходит по схеме, описанной выше, то обеспечивается хорошее смесеобразование и использование рабочего объема цилиндра (коэффициент избытка воздуха 0,8…1,1). Однако ограниченность степени сжатия смеси не позволяет улучшить экономичность двигателя.
¬