Кроме общепринятых названий «мотобуксировщик» и «мотособака», это транспортное средство имеет и еще одно – «мини-снегоболотоход». Именно оно намекает на всесезонную универсальность механического «помощника». И, несомненно, сцепка буксировщика и саней-волокуш – это самый распространенный и классический вариант применения, но не единственный.
Мотособаки нашли широкое распространение среди рыбаков и охотников, жителей сельской местности. Но, как известно, с окончанием зимы рыболовный или охотничий сезон не заканчиваются, да и сельскохозяйственные работы тоже.
Катковая и склизовая подвеска
Наиболее распространенные типы подвесок у мотособак – катковая и склизовая. Мотобуксировщик с катковой подвеской может с равным успехом применяться как в летний, так и в зимний период. При этом важно понимать, что эксплуатация транспортного средства летом сопряжена с обильным наличием грязи и пыли, которые могут служить причиной повышенного износа деталей подвески. Во избежание таких ситуаций следует содержать подвеску в чистом состоянии.
В свою очередь, мотобуксировщик со склизовой подвеской отлично подходить для езды в условиях снежной зимы. Он без труда справляется с рыхлым снегом, забродом, настом и наслудом, но, ни в малейшей степени, не подходит для эксплуатации в летний период. При необходимости эксплуатации летом можно заменить склизовую подвеску на катковую. Для этого нужно снять полозы с накладками и установить тележки и средние стойки. Подвеска также должна содержаться в чистом состоянии.
Колеса низкого давления
В стандартной схеме мотобуксирощик — волокуши, сани могут быть заменены на прицепы с колесами низкого давления. Как правило, используются тележки от квадроциклов в вариантах исполнения Platform (грузовая платформа) и Skidder (трелевочник).
Физические особенности колёс низкого давления заключаются в большом объёме воздушных камер, что обеспечивает плавучесть и амортизирующие свойства, а низкое давление требуется для увеличения площади опоры на грунт или снег. Наиболее часто применяемые виды протектора: грязевая («ёлочка») или спортивная («шашечки»).
Такие тележки обеспечивают высокую устойчивость и удобство управления в сцепке при перевозке грузов или людей. Сами прицепы отличаются небольшим весом, «грязевые» колеса 22″-11″ × 8″ (с давлением 0,35…0,5 бар) не позволяют тележке глубоко проваливаться в снег или грязь.
Колесный модуль
Еще один вариант эксплуатации мотособаки летом подразумевает установку колесного модуля. Еще раз повторим, традиционная конструкция предполагает, что буксировщик тянет за собой сани, в которых располагается водитель и пассажиры (или груз). В случае установки колесного модуля (по аналогии с лыжным модулем зимой) — водитель садится на мотобуксировщик верхом, а сам буксировщик превращается в толкача.
По конструкции колесный модуль представляет собой металлическую раму с парой подрессоренных колес, рулем и сиденьем. Органы управления транспортным средством выводятся на руль модуля. Рама крепится к платформе буксировщика-толкача с помощью болтов.