В качестве вступления, хотелось бы отметить, что данный материал посвящен именно автомобильным показателям проходимости. Во-первых, история машиностроения началась задолго до появления мотобуксировщиков, поэтому автомобили уже успели «обрасти» необходимой теорией, во-вторых, производство мотособак и по сей день остается пока еще в зачаточном состоянии, поэтому речь о научных исследованиях и изысканиях в области этих средств малой механизации не ведется дальше разработки проектной документации. Тем не менее, данная статья будет полезна для прочтения и владельцам мотособак, поскольку эти показатели в той или иной мере применимы для всех транспортных средств.
Просвет — это расстояние h между одной из низших точек автомобиля и плоскостью дороги, которое характеризует возможность движения автомобиля без задевания сосредоточенных препятствий (камней, пней и т. п.). Значения просвета h для автомобилей различных типов приведены в таблице ниже.
Автомобили | Просвет h, мм | Угол α | Угол β | Радиус ρ, м |
---|---|---|---|---|
Легковые автомобили типа 4х2 | 183…210 | 20…30 | 15…22 | 3.2…8.3 |
Легковые автомобили типа 4х4 | 210…220 | — | — | — |
Грузовые автомобили типа 4х2 | 245…265 | 40…60 | 19…43 | 2.7…5.5 |
Грузовые автомобили типов 4х4, 6х4, 6х6 | 260…310 | >45…50 | >35…40 | 1.9…3.6 |
Специальные | >500 | — | — | — |
Передний α и задний β углы проходимости характеризуют проходимость автомобили по неровным дорогам при въезде на препятствие или съезде с него, например, в случаях насада на бугор, переезда через канавы и т. п. Для определения величины углов α и β проводят прямые линии, касательные к внешним окружностям шин передних и задних колес и к наиболее удаленным точкам передней и задней частей автомобиля. Значения углов для некоторых автомобилей приведены в таблице выше.
Радиусы продольной и поперечной проходимости ρ определяют очертания препятствия, которое, не задевая, может преодолеть автомобиль. Величины радиусов проходимости определяют на вычерченном в масштабе эскизе автомобиля по величине радиусов соответствующих окружностей, проведенных касательно к внешним окружностям шин и наиболее низкой точке автомобиля, в пределах базы или колеи. Чем меньше величины радиусов продольной и поперечной проходимости, тем лучше проходимость автомобиля. Уменьшая, например, базу автомобиля, можно уменьшить радиус продольной проходимости. Значения радиуса продольной проходимости для некоторых автомобилей приведены также в таблице.
Минимальный радиус поворота внешнего переднего колеса RH, ширина полосы движения А, которую занимает автомобиль при повороте, и наибольший выход отдельных частей автомобиля за пределы траекторий движения внешнего переднего и внутреннего заднего колес (расстояния а и b), являются показателями маневренности автомобиля. Маневренностью — называется свойство автомобиля поворачиваться на минимальной площади. Максимальную ширину полосы движения А определяют по формуле:
А=RH—Rb+a+b
где Rb — минимальный радиус поворота внутреннего заднего колеса.
Наиболее маневренными являются одиночные автомобили со всеми управляемыми колесами. При буксировке прицепов маневренность автомобиля несколько ухудшается. Это объясняется тем, что при поворотах автомобильного поезда прицеп смещается к центру поворота, в результате чего ширина полосы движения автопоезда оказывается больше, чем у автомобиля без прицепа. Ширина полосы движения автопоезда увеличивается с увеличением количества буксируемых прицепов, базы прицепа и длины дышала.